Музыкальная реституцияПетр Поспелов о возвращении странникаВедомости-Пятница / Пятница 12 декабря 2008 Фестиваль «Русская зима», который открывается в Москве на предстоящей неделе, концентрация филармонического сезона. Теперь он не обходится без Валерия Гергиева, а, стало быть, «Русскую зиму» можно ставить в один ряд с Московским Пасхальным фестивалем, где Гергиев и почти один Гергиев. Ну, есть еще в Москве летний Фестиваль оркестров мира, где дирижировал, к примеру, Лорин Маазель. Но в этом году на нем дирижировал и Гергиев. Нынешний фестиваль «Русская зима» тоже повысил планку амбиций на нем дирижируют и Гергиев, и Маазель. Их афиши, висящие рядом, однако, не раскрывают интригу, героем которой является еще одна известная фигура Родион Щедрин. На фестивале прозвучит его опера «Очарованный странник». Эту оперу в свое время заказал Щедрину Маазель. Однако на фестивале дирижировать ею будет Гергиев. А Маазелю достался обычный классический репертуар, в том числе Третий концерт Рахманинова и Денис Мацуев за роялем. В этом нет никаких козней, а всего лишь объективный ход истории. Это своего рода реституция: все отечественное, попавшее на Запад, должно вернуться к нам. В 90-е годы нам вернули с Запада музыку композиторов, которых в СССР исполняли со скрипом, Шнитке, Губайдулину, Сильвестрова, Пярта. Щедрина тоже играли, но в это время он отошел на второй план считался официозным и был неактуален. Жил в Европе, где были заказы, написал для Стокгольма оперу «Лолита», которую исполнил Мстислав Ростропович. Лорин Маазель, говорящий на всех языках и знающий Лескова чуть ли не в оригинале, заказал Щедрину «Очарованного странника», когда руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Премьеру сыграли в Нью-Йорке в 2002 году. В России Щедрин вернулся на первый план как раз в 2000-е. Стали даже проводить авторские фестивали. «Лолиту» поставили в Перми. Тогда и Валерий Гергиев почувствовал, что его театру необходимы какие-то современные оперы. Одно время даже существовал перекрестный план: петербуржец Леонид Десятников пишет «Детей Розенталя» для Москвы, а москвич Владимир Мартынов «Новую жизнь» для Петербурга. Однако «Новая жизнь» Гергиеву по вкусу не пришлась. Товарищ Гергиева по консерватории Александр Смелков сел за «Братьев Карамазовых» и работал пять лет: премьеру дали в этом году, и с успехом. Но все же Смелков композитор не первого ряда, и мировую известность ему надо еще создавать. В этой ситуации лучшим вариантом оказался проверенный и знаменитый Щедрин. Спасибо Ростроповичу за «Лолиту», спасибо Маазелю за «Очарованного странника» обе партитуры теперь под рукой и могут исполняться Мариинским театром. В отличие от неинтересной «Лолиты», которую Гергиев уже попробовал в концертном исполнении, «Очарованный странник» вещь классная. Щедрин тут не просто во всеоружии мастерства, а даже его холодноватость к месту. Ораториальная статичность, квазилитургические хоры, тонкое соотношение повествовательности и актерства все получилось очень цельно. Мятущуюся душу главного героя передает бас Сергея Алексашкина, страстную натуру Груши меццо-сопрано новой мариинской красавицы Кристины Капустинской, утонченный тенор Андрея Попова выписывает рисунок нескольких партий. Режиссер Алексей Степанюк на удивление точно попал в стиль, и спектакль, играемый на концертной сцене, вышел затаенно красивым. Из Нью-Йорка через Петербург в московский Зал имени Чайковского делает путь эта русская опера. Путь в обратном направлении тоже не закрыт: в январе в Лондоне Владимир Юровский даст в концертном исполнении ту самую оперу Мартынова «Новая жизнь». 90-е годы вернули нам с запада композиторов, которых в СССР исполняли со Скрипом Современные русские композиторы: Родион Щедрин, Александр Смелков, Владимир Мартынов, Леонид Десятников |