Париж, Нью-Йорк, ПетербургВ «Драгоценностях» Мариинского театраВедомости / Четверг 20 февраля 2003 Несмотря на разгар рабочей недели, балетоманы сегодня пакуют чемоданы: уже третий год подряд центр мировой балетной жизни на десять дней смещается в Петербург, где в субботу открывается Международный фестиваль балета «Мариинский». Интернациональные балетные фестивали давно уже потеряли раритетный статус. Пока им не удалось опутать мир, подобно спруту, по образцу оперных и музыкальных. Тем не менее любой уважающий себя балетный центр время от времени устраивает большой сбор солистов различных трупп, вешает вывеску типа «Бриллианты мирового балета» и в качестве рамы для них предоставляет собственные спектакли. Именно по этому рецепту слепили нынешней осенью в Москве фестиваль Grand Pas, запомнившийся чехардой приглашенных звезд. Мариинский театр, объявляя три года назад о создании собственного проекта, за количеством звезд не гнался. Каждый фестиваль это презентация самого Kirov-балета. Здесь отступают в тень порой малоудачные гастроли в Москве, выпущенные в полуфабрикатном состоянии премьеры и не всегда восторженные рецензии на зарубежные гастроли. В эти дни, когда труппа переходит от эклектичного «Лебединого озера» к конструктивистскому «Блудному сыну» Баланчина и от приближенной к аутентичной «Спящей красавицы» к работе какого-нибудь новоиспеченного местного хореографа, возможности труппы кажутся безграничными. Конечно, без приглашенных солистов фестиваль не обходится нынешнее реноме Мариинского балета позволяет приглашать кого угодно. Однако балетных поп-идолов здесь не слишком ценят и предпочитают им танцовщиков, широко известных в узких кругах. В этом году главным событием петербуржцы хотели видеть премьеру «Ундины» француза Пьера Лакотта, хорошо известного своими стилизациями в старинном духе «Сильфидой» в Opera de Paris и «Дочерью фараона», сделанной для Большого. Премьера к началу фестиваля, увы, не поспела. Поэтому откроется фестиваль предыдущей премьерой Мариинского балета реконструированной по гарвардским записям «Баядеркой» образца 1900 г. с Дианой Вишневой в главной партии. Затем спектакль будет повторен еще раз: партнером петербургских балерин Дарьи Павленко и Екатерины Осмолкиной станет Николай Цискаридзе из Большого театра. Единственной премьерой фестиваля будет одноактный спектакль «Принцесса Пирлипат» на музыку Сергея Слонимского, в котором автором либретто, декораций, костюмов и постановщиком вновь выступает Михаил Шемякин. Как и в «Щелкунчике», его соавтором-хореографом станет Кирилл Симонов. Еще одно событие «Мариинского» гала-представление «Драгоценностей». Джордж Баланчин писал, что на создание «Изумрудов» на музыку Форе его вдохновил французский балет, «Рубины» на музыку «Каприччио» Стравинского это восхищение американским духом, а «Бриллианты» на музыку Чайковского дань любви воспитавшей его петербургской балетной школе. На фестивале в «Изумрудах» выступят солисты Opera de Paris, в «Рубинах» будут солировать солисты New York City Ballet, а «Бриллианты» исполнят солисты Мариинки. Однако ограничиться тремя вечерами на фестивале «Мариинский» не удастся. Для постоянного гостя Мариинского фестиваля Владимира Малахова, представляющего American Ballet Theatre, вновь приготовлена «Манон» со Светланой Захаровой в заглавной партии. Этуали Opera de Paris Аньес Летестю, Жозе Мартинес и Жан-Гийом Бар выступят в «Пахите» и «Раймонде». Звезды лондонского Royal Ballet Алина Кожокару и Йохан Кобборг танцуют в «Жизели». Мария Ковроски из баланчинского New York City Ballet дебютирует в «Лебедином озере». Закончится фестиваль гала-концертом, который будет посвящен памяти Рудольфа Нуреева, скончавшегося 10 лет назад. В нем примут участие не только все приглашенные на фестиваль солисты, но и театр-звезда Нидерландский театр танца, который привезет в Петербург балет Иржи Килиана «Белая фигура». Современные русские композиторы: Сергей Слонимский |